Моторные масла "Ярнефтеоргсинтез" (ЯНОС) используются для смазывания поршневых двигателей внутреннего сгорания, система смазки которых считается самой сложной из всех объектов смазывания. Многообразие конструкций и типов двигателей, условий их работы предопределяет необходимость использования для смазывания моторных масел с различными свойствами. В зависимости от характера применения, масла подразделяются на три вида: для дизельных двигателей, для бензиновых двигателей и универсальные моторные масла, годные для обоих типов. По температурным характеристикам работоспособности они могут быть зимними, летними и всесезонными.
Все современные моторные масла имеют в своём составе базовые масла и улучшающие их свойства присадки. Базовые масла - это жидкие смазочные материалы, в которые для получения товарных продуктов добавляются присадки. Присадками называются вещества, придающие необходимые новые свойства базовым маслам или усиливающие их положительные свойства.
При производстве моторных масел используются базовые масла следующих типов:
- минеральные (получают в процессе переработки нефти);
- полусинтетические (состоят из смесей синтетических базовых и минеральных масел);
- синтетические (получают путем химических реакций, которые направлены на образование однотипных молекул органических веществ с нужными свойствами).
Минеральные базовые масла
Минеральные базовые масла - это смеси, имеющие большое число разнородных углеводородов: нормальных и нафтено-парафинов, изо-парафинов, конденсированных ароматических и нафтеноароматических структур с боковыми цепями. Состав минерального базового масла, в основном, зависит от природы перерабатываемой нефти. Одним из наиболее благоприятных видов сырья для получения основы моторных масел считаются нефти парафинового основания. Сырьем же для изготовления минеральных базовых масел является мазут (остатки перегонки нефти при атмосферном давлении).
Полусинтетические масла
Полусинтетические масла изготавливают посредством смешивания высококачественных синтетических масел с минеральными базовыми. Данный вид масел, по сравнению с синтетическими, имеет низкую стоимость, в них не только устранены недостатки, но и сохранены преимущества синтетических масел.
Синтетические базовые масла
Синтетические базовые масла подразделяются на углеводородные (алкилбензолы и полиальфаолефины) и неуглеводородные (сложные эфиры многоатомных спиртов, эфиры двухосновных кислот). Для получения наибольшего положительного эффекта и сглаживания тех или иных недостатков какого-либо из компонентов в составе моторного масла, синтетические компоненты часто комбинируют.
Другим направлением получения моторных масел, чьи свойства близки свойствам синтетических, является использование в качестве основы продуктов гидроизомеризации и глубокого гидрокрекинга.
Присадки
Присадки - это химические синтетические соединения, оказывающие на базовые масла химический эффект и влияющие на их физические свойства. На рынок поставляются композиции присадок, называющиеся пакетами. Композиции присадок, которые добавляются к моторным маслам, различны в зависимости от условий применения и назначения масел. Количество присадок, добавляемых в моторные масла, может составлять от нескольких процентов до 25-30% готового масла.
Различают следующие виды присадок:
- присадки вязкостные;
- присадки, улучшающие смазывающие свойства;
- присадки антикоррозионные;
- присадки антиокислительные;
- присадки моющие.